Акустический фон в салоне — один из ключевых факторов, определяющих комфортабельность автомобиля. Но зачастую уровень шума намного выше желаемого. Устранить этот недостаток позволяет грамотная шумо- и виброизоляция. При наличии свободного времени и желания ее можно выполнить своими руками.
Более или менее качественно сделанная «шумка» — это затраты денег, времени, а также дополнительный вес. А для среднестатистического покупателя наличие скрытой в недрах обшивки шумоизоляции вряд ли будет значимым преимуществом, в отличие от привлекающих внимание сенсорных дисплеев и светодиодов.
Поэтому в условиях массового, ориентированного на минимизацию издержек конвейерного производства выполнение шумо-, виброизоляции — нерациональные расходы для автокорпораций. Соответственно, машины наиболее распространенных A-, B- и С-сегментов, включая кроссоверы (SUV), поступают в продажу без сколько-нибудь порядочной «шумки». Это в полной мере относится и ко всем моделям китайских марок, даже позиционирующих себя как люксовые.
Лишь автомобили бизнес и премиум классов ведущих брендов, для которых уровень комфорта важнее низкой цены, могут с завода похвастаться тишиной в салоне. Причем в этих моделях низкая шумность достигается не только и не столько шумоизоляционными материалами, сколько продуманной конструкцией силового агрегата, кузова и подвески.
Но если вы не являетесь счастливым обладателем представителя D-, Е- или F-сегмента, для вас есть хорошая новость! Ваш автомобиль можно сделать значительно тише с помощью шумо- и виброизоляции. Впрочем, правильная дополнительная «шумка» способна ощутимо повысить комфорт даже в модели бизнес-класса. А еще грамотная шумоизоляция — одно из ключевых условий качественного звучания аудиосистемы.
Вибро- и шумоизоляция авто будет полноценно выполнять свои функции только при соблюдении технологии ее монтажа. Для его проведения нужен следующий набор инструментов и оборудования:
Работы желательно выполнять в закрытом помещении, чтобы минимизировать попадание пыли на подготовленные поверхности.
Время, необходимое для монтажа «шумки», зависит от размера автомобиля, количества обрабатываемых элементов кузова, сложности их разборки, навыков и желания. Как правило, машину B- или С-класса можно полностью обработать в одиночку за 25–40 часов, то есть за 3–7 свободных дней. В нашем автосервисе Jinstall такую услугу выполнят за 8–12 часов благодаря профессионализму специалистов и наличию необходимых материалов и оборудования.
Для максимального поглощения возникающих в автомобиле звуков необходимо сочетание нескольких материалов, так как каждый из них работает в ограниченном диапазоне частот. При комплексной шумоизоляции применяют такие материалы:
Точный перечень материалов и их количество зависит от размера автомобиля, особенностей обрабатываемого участка и желаемого результата.
При выполнении шумоизоляции своими руками, особенно в условиях ограниченности времени и бюджета, рационально «шумить» автомобиль по частям.
В первую очередь обычно шумоизолируют двери, так как они:
Эффект приносит даже наклеивание на внутреннюю стенку двери одного вибродемпфера. Для получения более значимого результата поверх него наклеивают звукопоглотитель. Им же обрабатывают дверные карты, при необходимости добавляя «антискрип». Опционально отверстия в обращенной к салону панели двери закрывают виброизолятором.
Вторые по значимости с точки зрения акустики элементы кузова — это пол и колесные арки. Через них передается основная доля шума от дорожного полотна, колес, ударов камешков по днищу. Обычно вместе с полом «шумят» и нижнюю часть моторного щита, к которой открывается доступ после снятия напольного покрытия. Основная сложность обработки этих элементов — необходимость полной разборки салона.
Вибро- и шумоизоляция днища выполняется как минимум в два слоя. Сначала на плоские элементы укладывается виброизолятор, поверх него — пористый звукопоглощающий материал. При желании создают и третий слой — из звукоизоляционных листов.
При возможности колесные арки и пол обрабатывают и снаружи. Для этого на металл наносят виброизоляционную мастику, а пластиковые подкрылки обклеивают стандартной вибро- и шумоизоляцией.
Установка шумоизоляции на потолок защитит от громких ударов дождевых капель и шума, возникающего на высоких скоростях из-за вибрации крыши. Благодаря относительной легкости снятия обшивки и отсутствию изогнутых элементов это одна из наиболее простых операций.
Выполняется стандартно: первым слоем — размещают вибродемпфер, вторым — звукопоглотитель.
Обработка этих элементов позволяет уменьшить звук мотора и устранить скрипы пластика. Самое сложное — разобрать, а затем аккуратно собрать торпедо. Процесс нанесения «шумки» такой же, как и при обработке пола.
Проклейка внутренней поверхности капота — это и утепление моторного отсека, и устранение резонанса, иногда возникающего на высоких оборотах, и снижение уровня шума снаружи авто. Виброизоляция наклеивается на плоские участки металла между ребрами жесткости. Гасящую звук «шумку» размещают или поверх вибродемпферов или по всей площади штатной облицовки, если она предусмотрена.
Аналогичным образом — с использованием двух слоев материала — можно сделать шумоизоляцию пола в багажном отделении, ниши для запасного колеса, боковин кузова, задних крыльев, крышки багажника.
Если кузов двухобъемный или однообъемный, заднюю часть автомобиля удобно «шумить» вместе с днищем салона.
Для достижения качественного и долговременного результата важно точно соблюдать технологию поэтапного нанесения шумо- и виброизолирующих материалов.
Сначала нужно определиться с перечнем обрабатываемых поверхностей, списком материалов, их количеством. Для упрощения этой задачи ведущие производители шумоизоляции предлагают онлайн-калькуляторы по подбору оптимальных комбинаций своей продукции для популярных моделей. Можно купить и готовые комплекты для уменьшения шума от основных «звучащих» зон кузова.
Когда необходимые материалы, инструменты и оборудование будут в наличии, можно выделять свободное время и приступать к разборке обрабатываемых элементов кузова.
Поверхности, на которые наносится виброизоляция, должны быть чистыми. Поэтому при необходимости панели пылесосят, моют и обезжиривают. Если автомобиль не новый, может потребоваться удаление ржавчины и другие работы по приведению кузова в порядок.
На подготовленные металлические поверхности первым слоем наносятся виброизоляционные материалы. Их рационально клеить только на подверженные вибрациям участки, поэтому на ребра жесткости, поперечины кузова монтировать виброизоляцию не нужно.
При работе следует придерживаться порядка действий, изложенного в инструкции по установке конкретного материала. Как правило, при монтаже на детали со сложным рельефом листы необходимо разогреть строительным феном, а затем тщательно прикатать роликом. При укладке на ровные поверхности нагрев необязателен.
Звукопоглощающие материалы клеятся на виброизоляцию, поверхность которой предварительно обезжиривают. Причем «шумка» обычно наносится сплошным слоем, в том числе на детали, не покрытые вибродемпфером. Для фиксации листы достаточно плотно прижать руками по всей площади, при необходимости разрезая в местах сгиба. Шумопоглотитель клеят также на внутренние детали и элементы облицовки салона, такие как тяги замка и дверные карты.
Третьим слоем в наиболее нагруженных местах кладутся материалы, предназначенные для изоляции звуковых колебаний.
После монтажа всех основных вибро- и шумоизоляторов остается только собрать снятые компоненты. Сломанные при разборке и потерянные клипсы и другой крепеж обязательно заменяются новыми. При необходимости стыки пластмассовых деталей и другие проблемные места уплотняются «антискрипом».
Акустические характеристики кузова играют определяющую роль в качестве звучания аудиосистемы.
Чтобы добиться хорошего звука в авто, важно в первую очередь полностью оптимизировать шумоизоляцией акустику дверей, в которых установлены динамики. При этом следует использовать более качественные и жесткие материалы, чем при создании «шумки», направленной только на приглушение наружных звуков. А также нужно заклеить все технологические отверстия в дверной панели, чтобы создать закрытый объем, в котором будет играть динамик.
Хорошая шумоизоляция нужна и другим элементам, в которых размещаются источники звука. Например, багажнику, если в нем располагается сабвуфер. Нештатные подиумы или проставки обычно крепятся через звукопоглощающие прокладки.
Профессиональные замеры показывают, что правильно сделанная шумоизоляция позволяет снизить уровень шума в среднем на 2–4 Дб. Децибелы — это логарифмическая единица, поэтому такое изменение означает, что звуковая нагрузка в салоне уменьшается примерно на 30–50%, то есть почти вдвое. Кроме того, качественная «шумка»:
Чтобы получить все эти преимущества не обязательно самому тратить многие часы на подбор материалов, разборку салона и тщательное приклеивание шумоизоляции. В нашем сервисе Jinstall все это сделают быстро, профессионально и с гарантией качества!